«Любование миром»: в Омском музее Врубеля открылась выставка русского импрессионизма

«Любование миром»: в Омском музее Врубеля открылась выставка русского импрессионизма

Дата публикации 27 марта 2024 12:38 Автор Фото Евгений Кармаев

Экспозицию составили более 100 произведений из четырех музеев страны.

В Омском музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля 27 марта начинает работу выставка «Под впечатлением. Русский импрессионизм» (0+). В экспозиции представлено более 100 произведений живописи, скульптуры, графики и редкой книги из собраний четырех музеев Омска, Перми, Тюмени и Екатеринбурга. Омичи смогут увидеть работы известных русских мастеров: Валентина Серова, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Аполлинария Васнецова, Сергея Виноградова, Константина Юона, Игоря Грабаря, Станислава Жуковского, Петра Петровичева, Михаила Нестерова, Юрия Пименова и других.

«Проект посвящен 120-летию образования Союза русских художников и реализуется в рамках 100-летия нашего музея. Кроме омского музея в нем принимают участие наши друзья из Пермской художественной галереи, Тюменское музейно-просветительское объединение и Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Выставка с научной точки зрения проработана очень тщательно и логично», — отметила директор Фарида Буреева.

Центральными работами выставки стали полотна выдающихся живописцев, членов Союза русских художников Абрама Архипова «Баба» (1910-е) и Филиппа Малявина «Девка» (1900-е). Это жемчужины Пермской государственной художественной галереи. Картина Архипова «Баба» является частью серии «красных крестьянок», прославивших художника.

«Эта работа замечательна тем, что она очень ярко представляет всю идею объединения. Союз существовал 20 лет с перерывами. Он объединял художников, которые искали какие-то живописные выразительные средства, новую сюжетику. Начало века было удивительное время. Абрам Архипов был одним из организаторов объединения. Когда мы смотрим на эту прекрасную «Бабу», заряжаемся удивительной энергетикой. Крестьянки у него почти всегда в красном. Это очень свободная живопись, разная толщина слоя краски. Когда на нее направлен свет, она играет», — рассказала ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи Ирина Андренко.

По ее словам, очень многие художники тогда меняли свои представления от привычных к импрессионистическим поискам. В картине «Девка» Малявина представлен непокорный и стихийный народный образ. В полыхающих красках раскрывается радостная и в то же время тревожная сила народа.

Экспозиция разделена на несколько частей, отражающих «жизненный цикл» объединения художников. В «Начале зримых перемен» рассказывается о предыстории нового союза мастеров. Второй раздел «Без жюри» посвящен становлению объединения. Рассвет выставочной деятельности показан в блоке «Союз торжествует». В разделе «У тихой пристани» отражено угасание Союза в сложный для страны период. В заключительной части «По законам красоты» представлены работы последователей союзовцев.

«Выставка замечательная, жизнерадостная, эстетическая. Она подарит наслаждение и радость. Участники Союза русских художников не затрагивали сложных, острых социальных и тяжелых тем. Они всегда радовались своему маленькому уютному миру. Они показывали любование миром — то, чего нам недостает. Здесь представлены работы потрясающих, добрых художников. Также можно увидеть русский национальный пейзаж и тему русской истории», — пояснила куратор выставки, искусствовед, методист Музея им Врубеля Наталья Брандт.

«Отцом русского импрессионизма» называют Константина Коровина. На выставке омичи могут увидеть его полотна «Мостик» (конец 1880-х), «Ночной этюд» (1911) и «Весна» (1917). Они наполнены неповторимым колоритом и филигранной передачей эффектов освещения в разное время суток.

Изображения русской деревни и провинциальных городков отражены в работах Леонарда Туржанского (Морозный вечер. 1917), Аркадия Рылова (Осинник. Около 1913; Берег Камы. 1910-е; Берег. Яхты. 1918), Игоря Грабаря (Улица Москвы. Тверская. 1900-е). Особой колоритностью отличаются картины Бориса Кустодиева (Кошка на окне. 1906; Провинция. 1910) и Константина Юона (На водопое. 1917). Русской старине посвящены произведения Аполлинария Васнецова (Церковь Сергия на Лужках во Пскове. 1908; Торг в древнем Новгороде. 1908–1909).

Экспозицию украшают также работы «Балетная пачка» и «Портрет жены» последователя союзовцев Юрия Пименова. Как отметила Ирина Андренко, художник пишет красоту жизни даже в тяжелые для страны 1930-е годы.

Выставка будет работать до 28 июля.

Распечатать страницу